Четверг, 02.05.2024, 15:53
Обследование газопроводов
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2018 » Май » 29 » Иван Нестеров: Будущее Югры в нефти из битуминозных глин, а будущее Ямала - электронная промышленность
10:00
Иван Нестеров: Будущее Югры в нефти из битуминозных глин, а будущее Ямала - электронная промышленность
Тюмень. Тюменская область (включая ХМАО и ЯНАО) многие десятилетия считалась крупнейшей нефтяной провинцией. На севере региона были открыты одни из самых крупных месторождений углеводородного сырья. Но в последнее время многие ученые все чаще стали говорить о том, что запасы истощаются и время «легкой» нефти близится к своему завершению. Какие еще природные богатства хранят недра этой земли и как их можно использовать, чтобы обеспечить жителей региона работой на сотни лет вперед, не связанной с нефтью и газом? Об этих перспективных направлениях развития Югры и Ямала, а так же об уникальных разработках тюменских ученых Агентству нефтегазовой информации рассказал заведующий кафедры геологии нефти и газа ТюмГНГУ, член-корр. РАН Иван Нестеров.

- Иван Иванович, Вы должны были представлять в министерстве энергетики РФ свои наблюдения по битуминозным породам Баженовской свиты. Как была воспринята информация о том, что запасы нефти там превышают мировые примерно в 3 раза, и получило ли ваше выступление какое-то развитие?
- Я три раза писал письмо нашим президентам. Писал Владимиру Путину, как президенту, Борису Ельцину, Дмитрию Медведеву и каждый раз получал отписки. На Дмитрия Медведева я вышел через корреспондента газеты «Советская Россия». Он убедил Геннадия Зюганова, который как раз собирался встретиться с президентом, рассказать обо мне. Что собственно лидер КПРФ и сделал, а затем переслал мои письма. Дмитрий Медведев, прочитав мое письмо, адресованное ему, дал команду вице-премьеру Игорю Сечину –рассмотреть. Игорь Иванович же ознакомился со всеми материалами и поручил всем министерствам - детально проработать представленное предложение, о результатах доложить в правительство РФ, представить проект доклада правительству РФ и президенту РФ. Министерство энергетики разослало всем фирмам мое письмо, хотя около 15 фирм - ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР, Газпром, Газпром нефть, Роснефть, Русснефть и другие присутствовали при моем выступлении. И вот уже начали поступать звонки. Мне звонил представитель Газпрома. Ему поручено подготовить проект доклада президенту РФ. Он высоко оценил информацию, озвученную мной. Я отослал ему 8 страниц текста. Что подвигло меня написать письмо президенту? Я состою в специальной комиссии по малым городам и малому бизнесу в губернаторском клубе совета Федерации. Руководителем в этой группе является экс-губернатор Тюменской области Леонид Рокецкий. Он меня попросил участвовать в выпуске книги о положении малых городов. Смысл в том, что мы построили порядка 25 моногородов и около полусотни поселков городского типа. В ходе изучения истории развития этих городов обнаружилась такая картина – монопромышленные города и объекты, как только снижается производство градообразующего продукта, начинается безработица, достигающая 70%. Я проанализировал, что у нас в Тюменской области сейчас происходит. Вот началось падение добычи нефти по ХМАО-Югре, и она неминуемо будет снижаться дальше, а президенту докладывают, что у нас всё хорошо и ситуация под контролем. От него скрывают самое главное – обводненность месторождений. Ни в утвержденной программе по добыче нефти до 2020 года, ни в утверждающейся сейчас до 2030 года, об обводненности - ни слова. В целом в России дебит скважин сегодня снизился до 11 тонн в сутки. Сегодня в ХМАО-Югре средняя обводненность достигла 95%. Очень серьезно обстоят дела по фонду скважин, разрабатываемым Сургутнефтегазом. То есть может оказаться, что у компании возникнут проблемы и город Сургут повиснет в воздухе. 300 тысяч населения, из которых большая часть может остаться без работы. К примеру, есть такой поселок на Ямале – Газ-Сале. Это был геологический поселок, люди занимались чисто геологоразведкой. Геология оказалась в упадке. На тот момент там проживало около 5000 человек, 2000 сразу уехали.
Я считаю, что геология должна спасти, в первую очередь людей. Выступал с докладом в ЯНАО - «Будущее Ямала по новым технологиям». И подготовил более полный доклад о будущем ХМАО.

- И какие выходы из данной ситуации вы готовы предложить?
- Я заявил губернаторам, что готов любой поселок численностью даже в несколько человек обеспечить работой на сотни лет вперед, не связанной с нефтью и газом. Конечно, будет работа и по нефтегазовому профилю. Но в данном случае я буду разрабатывать технологии как раз не связанные с нефтью. Есть поселки, в которых нет газа, и некогда не будет. Я готов их обеспечить газом за счет местных ресурсов. Наши руководители районов знают свои ресурсы всего на 2-3%. Вообще, когда я рассказывал на Ямале, какие ресурсы есть почти в каждом городе, для всех этого было откровением. Губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин так и сказал – я впервые слышу, что у нас есть такие богатства, что мы ходим по золоту, причем на поверхности.

- Какие именно местные ресурсы вы планируете задействовать?
- Вот представим, к примеру, через 200 лет нефть и газ закончились, чем будут заниматься люди в округах? По моему мнению, будущее Ямала в электронной промышленности. Этот округ богат на диатомиты, а это чистый кремний и кварц. Запасы диатомитов по Тюменской области и по УФО составляют 500 трлн. тонн. Это больше чем во всем мире вместе взятом. На поверхность выходит порядка 100 млрд. тонн. То есть, если мы срежем бульдозером горки, возвышающиеся на уровне 10 м высоты от земли, получим порядка 100 млрд. тонн запасов. Используя это количество диатомитов в строительстве, мы могли бы построить коттеджи, каждый площадью 500-600 кв.м. в количестве 6 млрд. штук. То есть на каждого жителя планеты по одному коттеджу. Вот что у нас на поверхности лежит. Сегодня в лаборатории из диатомитов мы делаем 150 видов товаров. Из них есть очень перспективные и трудоемкие. Но мы начнем с производства строительных материалов. Это будет бесцементное строительное сырье, из которого можно будет лить дома. То есть при помощи машины и плавающей опалубки можно будет строить до 500 кв. за одни сутки, и буквально за 4-5 минут это жидкое сырье будет превращаться в твердое вещество. Далее из диатомита мы начнем производить оконное стекло, затем хрусталь. Следующий этап - это оптическое стекловолокно . Будущее всей электроэнергетики. С помощью него мы сможем передавать электроэнергию вместо линий электропередач по оптическому стекловолокну. Кстати говоря, все наши секретные объекты, на которых производили и испытывали атомные бомбы, их американцы засекали с воздуха за счет фиксирования электрических волн. Тогда было решено перенести электрическую энергию за пределы этих городков и передавать ее по стекловолокну. Один из конечных продуктов переработки диатомита - чистый кремний. Тот, что сейчас производят в Германии он очень дорогой, но делают его из кварца. Мы будем делать из диатомита. Примерно в 10 раз дешевле и чище. И самым конечным продуктом станет солнечный кремний. За него бьется весь мир, но не могут получить. Я думаю, нам удастся. У нас есть идея, методика, и в лабораторных условиях нам удалось ее осуществить. Если мы получим солнечный кремний, это прекрасная альтернатива солнечным батареям. Он будет компактнее, им можно будет оснастить любой автомобиль и двигаться без бензина и керосина за счет солнца. Таким образом, 150 товаров я могу раскидать на 300-400 поселков. Каждый будет производить свой товар, а потом объединяться в единый комплекс, чтобы обмениваться технологиями.
Кроме этого, у нас есть много хорошей воды. Есть на севере озера, там вода намного лучше, чем байкальская. У нас есть нафтеновая нефть. Лечебные нефти раньше были только на одном месторождении в мире – на Нафталанском - в Азербайджане. В настоящее время там запасы иссякли. У нас они составляют порядка 2, 5 млрд. тонн. Сегодня Нафталанскую нефть, немного переработанную, продают в аптеках по 35 грамм в дистиллятах. Стоимость одного барреля такой нефти приравнивается к $560 тысяч. В ХМАО есть два месторождения с такой нефтью, в ЯНАО – 9.

- А какие перспективные направления еще есть у ХМАО-Югры?
- В ХМАО я пока доклад не делал, но новый губернатор Наталья Комарова уже обратилась ко мне. Я ей переслал доклад по Югре, более полный, чем по Ямалу. Будущее Югры – это, прежде всего, нефть. Из битуминозных глин Югры (специальная толща глин), где все считают, что нефти не было никогда и не может быть теоретически, мы получаем фонтаны нефти. И самый большой был 5000 тысяч тонн в сутки. По этим темам я начал работать еще в 1964 году. В 1968 году вместе с Фарманом Салмановым, Аркадием Тяном мы получили нефть из глин. Долго спорили, и Фарман тогда пошел на то, что бы пробурить специальную скважину. Но никто не верил в то, что нефть идет из глин. Предполагали, что пласт, находящийся выше, дал фонтан нефти. Здесь сначала тоже никто не верил, но я все-таки убедил. На сегодня 80% геологов России пришли к выводу, что можно получать нефть из глин, но говорят, что это тяжело. А сложные месторождения требуют новых технологий. Я на это отвечаю так: вот представьте себе, что мы по всему миру получали бы нефть только из глин и вдруг открыли Самотлор. Все бы сказали – ой, не возьмем это месторождение, очень тяжелое.
Теперь, как дальше будет развиваться ситуация по добычи нефти из битуминозных глин Югры, зависит от президента. Как он прореагирует, как ему доложит Игорь Сечин и от того, какую информацию предоставят самому вице-премьеру. Три этапа, которые надо пройти, и они не управляемы, потому что я даже не знаю, к кому попали документы, иначе я бы позвонил и дал дополнительный материал.
Из нефтяных компаний пока данные запросили Роснефть, Газпром и одна из фирм Тюменской области.

- Иван Иванович, что можно сказать о перспективах юга Тюменской области?
- По Тюменской области можно развернуть 640 полигонов для применения новых технологий на брошенных скважинах. На сегодняшний день для этих целей я пытаюсь выбить Эниторское месторождение. Его разрабатывало ТНК-ВР. Они пробурили одну скважину, не получили ни грамма нефти и бросили как совершенно не перспективную. Я планирую в этом же году получить порядка 100 тонн нефти с этой скважины, а может быть и 700, и 1500. Я пока скромно говорю, - не менее 30 тонн нефти. Я лично просмотрел керн. Кстати, первый описал за свою жизнь 100 км керна. Из этих описаний у меня волосы стали дыбом - какой это керн. У меня уверенность 100% , что я получу там нефть.
Надеюсь, что все-таки получу в этом году лицензию на разведку Энетирского месторождения в течение 5 лет. И вместе со студентами ТюмГНГУ будем проводить его промышленную разработку. Я уж переговорил с заместителем губернатора ХМАО-Югры Александром Кимом. Для него тоже много неожиданного, но он полностью меня поддерживает.
Вообще, сегодня есть уникальные места, где студенты могли пройти практику. К примеру, Хадыженск - единственное место в мире, где нефть из глин выходит на поверхность, там изумительные условия. Думаю, что там даже международный студенческий центр можно было бы создать, чтобы практику проходили не только наши студенты, но и иностранные. Можно пробурить скважину и получить лечебные ванны с нафтеновой водой, артриты за 10 дней вылечивает.

- Вы говорили о богатствах Западной Сибири... Кроме нефти еще что здесь есть?
Так, в ХМАО-Югре есть месторождения, где можно извлекать тонкое золото. Обычное золото отмывают водой, а тонкое – это микрочастицы. Они выбрасываются вместе с водой в отвалы. Нами была придумана технология, создан прибор. В ходе лабораторных испытаний, в него было засыпано 30-35 г золота, добавлен песок, все это было перемешано и на выходе из прибора мы получили обратно 35 г чистого золота, без примесей. Так же был создан изумительный прибор для прогноза землетрясений. Можно из Тюмени прогнозировать землетрясения в любой точке мира. С 2002 года наши прогнозы совпали со всеми землетрясениями, которые были. Сколько не обращался в МЧС, писал письма, не хотят заниматься. Говорят, зачем нам прогнозировать, когда мы уничтожаем последствия. Мы прогнозируем примерно за 5-7 суток. Данный принцип действия нигде в мире не использовался. Обычно прогнозируют так : началось землетрясение, мелкие толчки, они фиксируется приборами, по всему миру ловятся эти волны. А мы начинаем измерять накопление гравитационного потенциала в недрах земли. И даже из Тюмени можем определить, какой будет потенциал в Америке и через какое время он прорвется. А семи дней достаточно, чтобы эвакуировать людей.
Просмотров: 211 | Добавил: burtorcbam1978 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

     
    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz